вторник, 15 января 2013 г.

Илья Меньковецкий - оператор-постановщик киностудии "Мосфильм"


Сегодня я открываю на своем блоге новую рубрику «Интересные люди». Я буду знакомить Вас уважаемые читатели с людьми, которых я знаю  и которые вызывают у меня уважение и желание рассказать о них. И первым о ком я хочу рассказать - это о моём учителе по профессии, операторе-постановщике киностудии «Мосфильм» Илье Меньковецком. 
Я познакомился этим замечательным человеком будучи еще мальчишкой. Именно он обучал нас, любителей кино, в свободное от основной работы время в Московском клубе кинолюбителей операторскому мастерству.   Это благодаря ему я и полюбил эту профессию и в последствии стал профессиональным кино, а затем видеооператором.

К сожалению зрители ,  после просмотра хорошего фильма запоминают как правило только понравившихся актеров или в лучшем случаи режиссера , но почти никогда кинооператора. А ведь именно его глазами мы видим все, что происходит на экране.
  
Илья Меньковецкий, это кинооператор-легенда снявший такие замечательные фильмы как: «Павка Корчагин», «Цена», «Самый жаркий месяц», «Дни Турбинных», «Фокусник», «Опасный поворот», «31 июня». Он  работал с такими режиссерами, как Алов и Наумов, Басов, Карасик, Хамдамов, Тодоровский, Калик и др


Свою первую картину, принесшую ему известность, был фильм «Павка Корчагин» режиссеры, Алова и Наумова, где главную роль  сыграл   тогда, еще мало известный актер Василий Лановой. К этому времени за плечами Меньковецкого уже была работа на киностудии Довженко. Обладая тонким художественным чутьем, зорким взглядом, с выраженным стремлением к нестандартным динамическим решениям, он смог    воплотить замысел режиссеров.

Ну а дальше, было много картин... Одна из значительных работ был фильм «Фокусник» с Петром Тодоровским, где главную роль сыграл  Зиновий Герд. Весь фильм был снят в реальных интерьерах, что для того времени было не свойственно  и вызывало сомнения скептиков. Но фильм благодаря этому, напротив приобрел некую интимность внутреннего мира героя, достоверность судьбы.

Значительный период творческой жизни Ильи Меньковецкого проходил в содружестве с режиссером Владимиром Басовым. Зрители 60-70х годов не забыли телесериалы «Опасный поворот» по пьесе Д.Пристли, булгаковские  «Дни Турбинных» и «Факты минувшего дня», получившую Государственную премию.

А потом фильм «Нечаянные радости» – памятник черно-белому кинематографу! Оператор сумел расширить беспредельно тональную гамму черно- белого цвета. И это на нашей отечественной шосткинской пленке КН-3! К сожалению, лента Рустама Хамдамова не была завершена, но остались замечательные кадры с Еленой Соловей, которые в последствии режиссер вмонтировал в другой свой фильм «Анна Карамазофф», показанный на Каннском фестивале. Именно эти черно-белые кадр были отмечены прессой и получили национальную премию «Триумф». Звездный час талантливого мастера состоялся!


Специфика кинооператорской работы, где необходимо выкладываться сполна и психологически и физически – делает свое дело, но Илья Соломонович  среди кинооператоров еще и рекордсмен, ему  сейчас 89 лет. Живет он скромно со своей супругой  Еленой Георгиевной в 2х комнатной квартире рядом со студией на Мосфильмовской улице. Я встречаюсь со своим учителем,   показываю свои работы  и всегда знаю, что Мастер поможет, подскажет, даст дельный совет. Я благодарен судьбе за то, что встретил такого замечательного талантливого человека. 

К этой статье я подготовил небольшой ролик с кадрами из фильмов и личной хроникой оператора. 

2 комментария:

  1. Володя, привет! Познавательная информация о замечательном операторе! Я и сам узнал много нового. Прекрасно!
    А. Лаврухин

    ОтветитьУдалить
  2. Я рад Александр, что эта информация для тебя была позновательной. Я и дальше буду в рубрике "Интересные люди" собирать и публиковать материалы, сопровождая их иллюстративным фото или видео съемками. Жду тебя снова у себя на блоге!

    ОтветитьУдалить