воскресенье, 3 февраля 2013 г.

Юбилей комедиографа Леонида Гайдая





30 января всенародно отметили юбилей - 90 летие со дня рождения самого известного в советское время комедиографа Леонида Гайдая. Фильмы этого режиссера в СССР знали все без исключения. Да и сегодня его фильмы любят и смотрят. Я же хочу рассказать свою историю связанную с фильмом «Кавказкая пленница, или Новые приключения Шурика», которая со мной произошла 47 лет назад 


В 1966 году я помню, купил в ГУМЕ первую в своей жизни любительскую кинокамеру «Спорт» и делал первые шаги, снимая на кинопленку городские зарисовки. Тогда же я познакомился в Московском клубе кинолюбителей с Ильей Меньковецким оператором-постановщиком киностудии «Мосфильма», который учил нас, молодых ребят операторскому ремеслу. От него мы очень многое узнавали о секретах съемок. И вот на одном из занятий он предложил нашей группе посмотреть как проходят съёмки на киностудии «Мосфильм» 

Конечно мы все согласились и в назначенный час стояли с паспортами на проходной «Мосфильма». Пройдя через бдительный контороль мы оказались на территории студии и в сопровождении Ильи Меньковецкого(я его далее буду называть мастер) пошли осматривать киностудию. Прошло столько времени, но я до сих пор помню, то огромное впечатление, которое тогда на меня произвел «Мосфильм»

Добавьте подпись
В одном павильоне снимался какой-то фильм о войне и в декорациях, искусно сделанной землянки бойцы в потертых шинелях с оружием, при зажженном светильнике сделанном из гильзы снаряда, по команде режиссера «Мотор», о чем-то начинали говорить с офицером,  очень популярным тогда актером Валентином Зубковым. Тут же в землянке, на тележке с рельсами была установлена камера, за которой сидел оператор, сверху на журавле висел микрофон, за декорациями прожектора и много самых разных людей. Тогда я, да и мои товарищи, впервые увидели как снимается настоящее кино. 

Потом наш мастер показал нам бутафорский цех, где делали самые  разнообразные вещи для фильмов. Я запомнил, что нам тогда показали очень интересные, самые разные маски чудовищ и упырей сделанных из латекса со стекляными глазами для фильма «Вий», который тогда тоже снимался. 


Затем нам дали посмотреть  отдельный, очень маленький, почти домашний просмотровый зал, где работал мэтр советского кино - Сергей Федорович Бондарчук, снимавший в то время свой эпохальный многосерийный широкоформатный фильм «Война и мир». 

А в конце нашей экскурсии мы зашли в огромную студию, где были сделаны декорации большого зала с мраморными стенами и золоченой лепниной и роскошным паркетом. Здесь, как нам сказал мастер, снимались сцены бала  картин «Война и мир» (реж.С.Бондарчук) и «Анна Каренина» (реж.А.Зархи) Впечатление от этих декораций было просто потрясающее. 



И вот когда мы шли по мосфильмовскому коридору на выход к нашему мастеру  подошел какой - то человек, это оказался ассистент Гайдая. Отойдя в сторону они  о чем то начали говорить. Подойдя потом к нам мастер объяснил в чем дело. Оказывается, в этот день вечером должен был состояться один из первых публичных просмотров на Мосфильме новой картины Гайдая «Кавказская пленница» и ассистент просил нашего мастера привести нас, как массовку на этот просмотр. Так как там должно было быть все мосфильмовское начальство, наша главная задача, заключалась в том что бы хлопать и выражать свои чувства как можно громче в смешных и не смешных местах. 


Я пришел  на просмотр вечером пораньше, но довольно большой мосфильмовский кинозал был полон. Я смог увидеть впервые Гайдая и исполнительницу главной роли Варлей, она пришла с младшей сестрой. К сожалению на этом просмотре больше ни кого из актеров не было и это меня да и моих товарищей немного расстроило. Но  зная поставленную задачу мы приготовились хлопать и смеяться по поводу и без повода.  Перед просмотром никто ни чего не говорил, ни кто ни кого не представлял. Просто погас свет и начался показ картины. 


Наша группа тогда, на этом первом просмотре, полностью выполнила возложенную на нее задачу. Мы хлопали и смеялись от души так, что к нам несколько раз подходили и просили вести себя потише. Но честное слово это был просто здорово, смотреть первым такой классный фильм. 

Намного позже я узнал, что эту замечательную картину Госкино не решалось выпускать в прокат по идеологическим соображениям. Но фильм посмотрел Леонид Ильич Брежнев и картина ему понравилась. Это и решило судьбу фильма. В прокате в 1967 году фильм занял первое место. За год его посмотрело свыше 76 миллионов зрителей.

P.S. Прошли годы, но я до сих пор помню тот просмотр и с большим удовольствием смотрю эту замечательную картину и сейчас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий